Перспективой называется зрительное изменение предметов по мере их удаления от наблюдателя. Законы перспективы были открыты мастерами Возрождения, разработавшими математически точную систему построения пространства. Леонардо да Винчи писал, что теория линейной перспективы разъясняет явления видимых форм, величины и цвета в зависимости от их положения в пространстве * ( Леонардо да Винчи разработал математически точные законы построения перспектив на плоскости картины, которыми пользуются и поныне)

Различают перспективу линейную и воздушную. И в природе, и на картине вы замечаете, как сходятся на горизонте уходящие от вас параллельные линии. При этом все вертикальные линии остаются вертикальными, уменьшаясь по величине, — чем дальше они от наблюдателя, тем меньше. Можно заметить и то, что невысокие растения на переднем плане могут казаться выше более высоких, расположенных вдали. Этот эффект носит название линейной перспективы. Воздушная перспектива — это изменение яркости и четкости предметов, а также их цвета по мере удаления от точки наблюдения.

Пространственные изменения цвета называют также цветовой (колоритной) перспективой.

В отличие от живописи с ее условным изображением природы в ландшафтном искусстве глубина пространства — это реальность, и использование законов перспективы (уменьшение величины предметов с их отдалением, смягчение контраста света и тени, изменение насыщенности цвета и появление голубой дымки, окутывающей задний план пейзажа) помогает созданию необходимой иллюзии углубления или, наоборот, сокращения пространства.

Перспектива включает в себя точку обзора, тот объект или объекты, которые подлежат обозрению, и промежуточное поле. Все эти три компонента должны создавать единство и обычно задумываются как дно целое. Если некоторые компоненты уже существуют и их предполагается сохранить, то другие должны быть решены в соответствии с ними. Перспектива и связанные с ней функциональные зоны сада должны быть сходны. Если перспектива проектируется как продолжение пространства или функциональной зоны, следует позаботиться о взаимосвязи их характера и масштаба. Например, перспектива, открывающаяся с террасы сельского дома, вряд ли может иметь достойное завершение в виде элемента индустриального пейзажа. Для перспективы основным принципом является то, что ее завершение оправдывает ее начало, а начало оправдывает конец.

По существу, весь мир пронизан и переплетен красивыми перспективами, перспективами внутри самих перспектив— большими и малыми. Некоторые из них имеют глубину не более вытянутой руки. Прекрасные перспективы не обязательно должны быть искусственно задуманы — их просто необходимо найти и сделать видимыми с нужного места. Очень ажно соответственно оформить каждый такой вид.

Перспектива — это настойчивый направляющий магнит для глаза. Перспектива может вызывать ощущение движения или покоя. Некоторые перспективы заведомо статичны. Они предназначены для обозрения с одной определенной позиции и видны во всей своей полноте только с этой точки. Другие раскрываются с нескольких точек при движении по саду.

Перспектива обрамляется тремя плоскостями — верхней, горизонтальной и вертикальной. Вертикальные плоскости — “стены” сада — могут создаваться подстриженной листвой кустарника, рядами деревьев или забором. Плоскость или плоскости основания — “пол сада” — могут иметь наклон, могут быть ровными или устроенными в виде террас с травяной, водной, мощеной или другой поверхностью. Верхней плоскостью — “потолком” — служит в саду небо или полог листвы раскидистых деревьев.

Чтобы зрительно увеличить глубину пространства, когда размеры сада ограничены, можно сознательно создать систему промежуточных планов из растений (их называют кулисами), которые направляют взгляд к горизонту. Для увеличения глубины пейзажа размещают группы деревьев и кустарников так, чтобы по мере удаления от зрителя их размеры сокращались.

Обратная задача — оптическое сокращение пространства — обычно возникает на крупных по площади участках и в случаях, когда садовод хочет зрительно включить окружающий ландшафт в пространство своего участка. Для этого увеличивают количество кулис и последовательно расширяют обзор, раздвигая их в стороны.

Забор, особенно высокий и глухой, от которого на какое-то время вряд ли можно будет отказаться,— серьезное препятствие к установлению прямого контакта между вашим садом и окружающей природой. Его можно замаскировать растениями:

Убрав иль просто скрыв заметную ограду, 
Еще добавим мы очарованья саду.

Эффекты воздушной перспективы строятся на законах восприятия цвета и эмоционального воздействия его на человека.

Из книги Авадяевой Е.Н. "Русский ландшафтный дизайн"
М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000