Размещение отдельных элементов в саду и план сада в целом может быть симметричным и асимметричным — по отношению к оси композиции, которой может быть линия взгляда либо дорога, а иногда ось садового домика.
В естественном ландшафте симметрия является редкостью. Поэтому там, где мы ее наблюдаем, симметрия обыкновенно указывает на наличие порядка, наведенного человеком. В Европе слово “симметричный” было синонимом слова “красивый” и означало приятную и изящную форму. Возможно, это объясняется тем, что симметрия подразумевает порядок и систему, которые легко постигаются человеком и поэтому ему нравятся. Так или иначе, но слово “симметрия” стало ассоциироваться с ясностью плана, с его равновесием, ритмом, единством и стабильностью.
Когда вследствие симметрии два противостоящих друг другу элемента кажутся расположенными раздельно, между ними развивается видимое притяжение и напряжение. Два таких элемента настолько тесно связаны между собой, что начинают восприниматься как один, включая пространство между ними.
Каждая симметричная композиция должна быть в равновесии и тем самым в покое. Любой объект симметричного плана требует завершения, которое может быть достигнуто только при помощи противоположного объекта. Когда в симметричной композиции убирается даже мельчайший элемент, нарушается равновесие, и кажется, что вся композиция испытывает напряжение. При восприятии симметрии глаз устанавливает ритм объектов и интервалов между ними, предчувствует наличие следующего объекта и интервала и испытывает беспокойство, если этого не происходит.
Зрительное равновесие (баланс) существенно для всех хороших композиций и для всех видов искусства. Любая картина, любой вид или перспектива, в которой отсутствует такое равновесие, производит раздражающее и неприятное впечатление. В природе очень редко, если только это вообще возможно, можно найти элементы ландшафта, расположенные симметрично по обеим сторонам линии взгляда.
Поскольку мы обычно думаем о естественном ландшафте, как о чем-то на взгляд приятном, мы можем заключить, что видимое равновесие должно быть присуще и естественному ландшафту. Глаз отталкивается от чего-либо неуравновешенного и привлекается к уравновешенному, постоянно выискивая те части видимого ландшафта, которые создают приятное оптическое равновесие.
В симметричных композициях равновесие достигается путем равенства форм и расстояний. Однако равновесие и единство могут быть достигнуты и другим путем с помощью асимметричной, живописной композиции, когда неравные по величине и неодинаковые по форме части располагаются таким образом, что создается впечатление уравновешенности.
Асимметрия более утонченна. непреднамеренна и поэтому более интересна. Нас не ведут шаг за шагом вдоль жесткой композиции или сквозь нее. Напротив, нам предоставлена свобода самим исследовать и открывать в ландшафте то, что красиво, привлекательно или полезно, и, что особенно важно, асимметричная компоновка влечет за собой меньше нарушений природы.
Асимметричными могут быть: расположение цветов и кустарников в группе; расположение самих групп, формирующих пространство сада, планировка участка в целом — свободная, динамичная, вытекающая из природных условий участка.
Информация взята из книги Авадяевой Е.Н. "Русский ландшафтный дизайн"
М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000