Контраст и нюанс — важнейшие композиционные средства. Контраст — это сильно выраженное различие свойств пространственных форм, данное в их сопоставлении. Например, светлый — темный, высокий — низкий, большой — маленький. В контрастных сочетаниях форм эти свойства выражены ярко: пирамидальные и конические вертикали деревьев оттеняются шаровидными и плакучими формами, закрытое темное пространство лесного массива усиливает восприятие солнечной поляны и т. д.
Классик русского садоводства прошлого века А. Э. Регель так пишет о контрасте: “Значение контраста проистекает не из одной только любви к разнообразию, а тем, что благодаря контрасту объект выделяется лучше и яснее со всех сторон. Но первое условие контраста является в том, чтобы в контрастирующих объектах имелась общность характера, так чтобы противоположностями являлись цвета и формы, а не разнородность предметов. Контрастом является дерево, растущее на берегу озера или пруда, еще большим контрастом будут деревья с закругленной кроной в отношении к деревьям пирамидальной формы, контрастирует зеленая листва с серебристой, листья с иглами и т. д. Контраст заключается в противопоставлении горизонтального и перпендикулярного, гладкого с шероховатым, темного со светлым, вогнутого с выпуклым”.
Контрастные сопоставления форм подчеркивают качественные различия предметов. Пользуясь этим приемом, можно изменить ощущение от размера предметов: предмет будет восприниматься меньше, если рядом с ним разместить больший по размеру, или, наоборот, будет восприниматься больше в окружении мелких предметов. Так, дерево выглядит выше, окруженное низким стелющимся кустарником, если же нужно добиться визуального ощущения уменьшения высоты дерева, лучше посадить рядом еще несколько деревьев меньшей высоты. Водоем будет восприниматься как лужица в окружении высоких деревьев, но станет зрительно значительнее, если посадить рядом невысокие кустарники и цветы.
С помощью контраста можно выявить и изменить цвет, сопоставляя различно окрашенные предметы: светлые предметы на темном фоне выглядят еще более светлыми, а на белом кажутся темнее; серый тон на синем фоне приобретает желтый оттенок, на красном зеленый, на зеленом — красный. Эти закономерности в природных композициях корректируются состоянием погоды, временем года и суток, освещенностью.
Любители необычного могут использовать контраст форм в планировке участка, формах газона, цветников, водоемов и зон отдыха. Геометрическая форма бассейна уравновешивается плавной линией газона, остроконечная крыта дома свободной формой цветника. Однако хаотичность контраста обманчива, нет ничего более продуманного, чем кажущаяся дисгармония.
Ни в коем случае, однако, нельзя злоупотреблять контрастом, а тем более строить только на нем композицию сада. Обязательно сочетайте контраст с нюансом тонким переходом похожих друг на друга. незначительно отличающихся форм, красок, пространств. Нюансные соотношения требуют хорошего знания материала и тщательности исполнения. Чаще всего именно на нюансах строится цветовая композиция сада.
Информация взята из книги Авадяевой Е.Н. "Русский ландшафтный дизайн"
М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000